Коммутатор задних габаритных огней легкового автомобиля
В первоисточнике [1] не приводился конкретный тип реле RE1 для схемы 1. Учитывая то, что реле должно быть сильноточным для коммутации двух относительно мощных ламп задних фонарей автомобиля, наиболее целесообразно и просто использовать стандартное автомобильное реле. Обмотки подавляющего большинства автомобильных реле низкоомные, например, типовое реле 75.3777-10 для автомобилей ВАЗ имеет сопротивление обмотки около 78 Ом. При запитывании его от бортсети автомобиля через обмотку протекает ток около 0,16 А. В схеме 1 [1] последовательно с реле включен светодиод LD1, значит, через него протекает такой же большой ток. Светодиод на него не рассчитан, поэтому выйдет из строя.
Даже если бы светодиод выдержал такой большой для него ток, то сгорела бы оптопара ICI — для фототранзистора в этой схеме тоже не было предусмотрено ограничение тока.
На 1 показана доработка вышеописанной схемы. Изменено место включения светодиода в схему. Теперь он включен не последовательно с обмоткой катушки реле RE1, а параллельно ей. Подается напряжение на катушку реле, и светодиод LD1 индицирует это. Резистор R2 токоограничительный для светодиода, а резистор R3 ограничивает ток через фототранзистор оптопары и ток базы транзистора Т1.
На 2 показан рисунок печатной платы и монтажная схема. В качестве реле RE1 на макете использовалось стандартное «жигулевское» реле 75.3777- 10. Оно имеет одну пару НО контактов, но они рассчитаны на большой ток и могут коммутировать мощную нагрузку.
Внешний вид макета описываемого устройства показан на фото. В качестве присоединительных разъемов для подключения выводов реле к монтажной плате использованы стандартные разъемы («мамы») для электрооборудования автомобилей. В настоящее время они есть в продаже во всех автомагазинах запчастей.
Выходные выводы платы — ответная часть («папы») таких авторазъемов. Оптопара для макета была использована типа 4Ы36, а транзистор Т1 — типа КТ209К.