Аварии на ЛЭП
В целях экономии строительства в ряде известных автору случаев опоры ЛЭП, пересекаемых поймы рек, вообще не имели ледозащитных устройств, что приводило к серьезным авариям. Особенно это касается сельских ЛЭП напряжением 6… 10 кВ. Так, на одной линии опоры вместе с проводами были унесены паводковыми водами и разбросаны по пойме на значительном расстоянии от места пересечения реки линией электропередачи. Пойма реки освободилась от паводковых вод только через две недели после повреждения линии. Восстановление линии в течение длительного времени нельзя было начинать из-за непроходимости трассы в следствие размыва и заиления поймы.
Надо отметить, что в паводковые периоды разрушения опор ЛЭП происходило не только на переходах через большие водные преграды, но и непосредственно на трассах линий, вследствие местного размыва оснований опор паводковыми водотоками, или на переходах просто через какие-то ручьи. Обычно такие ручьи (или очень маленькие реки) проектными организациями не учитываются, а зря, так как эти ручьи, между прочим, весной превращаются в бурные потоки и приводят к значительным повреждениям на ЛЭП.
При подготовке ледозащитных устройств к паводку и ледоходу переходы ЛЭП должны быть осмотрены работниками служб линий с целью определения объема и характера ремонта ледорезов и фундаментов переходных опор. Это позволяет своевременно установить уязвимые места ледозащитных устройств и принять наиболее эффективные меры при их ремонте.
Следует отметить, что при изысканиях и проектировании переходов не всегда удается в полной мере учесть особенности гидрологических характеристик пересекаемых рек, поэтому принятые в проектах решения по выбору ледозащитных устройств могут оказаться недостаточно эффективными. Как уже отмечалось выше, нередко допускаются ошибки в определении направлений паводковых и ледоходовых водотоков, что приводит к неправильному ориентированию ледорезов и повреждению опор ЛЭП. Так, в пойме одной реки во время ледохода была срезана опора ЛЭП 35 кВ. Ледорезная свайная защита из пропитанной древесины, предусмотренная для защиты этой опоры
от ледохода, осталась невредимой и в паводковый период никакой роли не сыграла, так как проектной организацией направление паводковых вод и преимущественное направление ледохода были выбраны неверно.
Выводы
- Проектирование переходов ЛЭП через водные преграды является достаточно сложной инженерной задачей.
- При проведении изысканий кроме изучения климатических особенностей местности, где проходит ЛЭП, требуется дополнительно провести комплекс исследований геолого-гидрографических характеристик водного препятствия и на основе этих исследований выбрать наиболее экономичный и надежный переход ЛЭП.